?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Экскурсия по архитектуре Жуковского + постконструктивистский бонус в Удельной
Лебедянка
dr_kitaetsc
19 октября 2013 года состоялась архитектурная экскурсия Дениса Ромодина по городу Жуковский. Очень интересно было, я хоть там город и знаю давно, но разумеется не весь, и узнал интересные штуки.

Вкратце о планировочной структуре города. Строился он в основном на пустом месте, в основном уже после войны, в основном кирпичными пятиэтажками. Потом стал строится панельками немосковских серий.


Подробнее:
До революции рядом с городом начали строительство великого дачного посёлка-сада в Кратово. Разбили концентрическую сетку улиц, но не успели до первой мировой войны. Потом, в 30-е сюда приехал лётно-исследовательский институт (точные названия не знаю). Рядом с дачным посёлком был построен испытательный комплекс, аэродом, и начат строительством город, но до войны в нём успели закончить только 2 многоэтажки, школу, и больницу. Ещё несколько многоэтажных зданий были недостроены. Остальная застройка была временными бараками и частным сектором.

Стартовали от большого дома в центре города, построенного до войны. Проект первой половины 30-х. Он выглядит очень стильно и по-европейски.
По довоенному генплану застройка планировалась за этим домом в сторону Москвы, но не была осуществлена. После войны был принят другой генеральный план, и начальная застройка велась от этого дома в сторону от Москвы.

_20120611_081_ShiftN

_20120611_081_ShiftN


_20120611_082_ShiftN


_20120611_101_ShiftN


_20120611_104


Рядом с ним - пилотный дом типового послевоенного проекта кинотеатра. Максимально возможное освоение классического наследния. С 80-х годов - Дом учёных ЦАГИ.

_20131019_004F

Центральная площадь. В Жуковском нету единого пятна застройки: он состоит из 3 или 4 микрорайонов разделёных небольшими пятнами частного сектора, либо промзон. Однако центральная часть строилась вся в 50-е годы по единому плану застройки, и в ней очень хорошо ощущается регулярность планировки. Тут находится её фокус, на этой площади сходится пересекаются две перспективы. Одна - от дома культуры по бульвару и в городской парк, вторая - от главного здания ЦАГИ и куда-то в сторону железки. На пересечении двух осей находится главная точка, в которой находится продуктовый, а летом ставят киоск с мохито и квасом. Этот киоск является обязательным пунктом посещения города в летнее время.

_20120611_056

А это дом культуры, его строили во время борьбы с архитектурными излишествами, поэтому - без штукатурки.

_20131019_007F

Небольшая центральная торговая линия с магазинами. В магазинах - оригинальные витрины. Денис рассказывал, что в конце 90-х во множестве магазинов сохранялись оригинальные интерьеры, но сейчас уже всё переделали.



Застройка кирпичными типовыми домами проекта 1947 года с применением заводских железобетонных и керамических декоративных деталей. Строительство шло во время начала борьбы с излишествами, поэтому у всех домов тут отличаются мелкие детали. Где-то украшения из керамических деталей, где-то выложены из кирпича похитрее, где-то попроще.
К счастью, упрощение почти не сказалось на планировке, все дома построили быстро, и среди прямоугольных пятиэтажек не воткнули прямоугольных 9-этажек.

_20131019_009F

Через широкие дворы идёт пешеходная анфилада.

_20131019_012F

_20131019_014F

Это самый кирпично-изощрённый местный двор.

_20131019_016F

_20131019_017F


Здание гостиницы. Построено по индивидуальному проекту, издали похожему на соседние жилые дома. От обычных гостинниц отличается дутыми эркерами, и актовым залом на высоком верхнем этаже. Сейчас из эксплуатации выведено.

_20131019_015F

_20131019_020F

Современная многоэтажка. Её архитекторы прониклись идеей окружающего квартала, и сделали оформление в общем стиле.

_20131019_021F

Школьное здание. Построено до войны, сейчас заштукатурено.

_20131019_062

На немецкой военной аэрофотосьёмке видно, что соседние дома до войны уже начали строить. Скорее всего они простояли недостроенными до 50-х годов. Вобще это странно, потому что дома в угловом квартале должны сильно отличаться на вид от соседних, а они не отличаются. Может быть старые дома разобрали - не знаю.

_20131019_061

Вывеска "Спорткульттовары" - позднесоветская. В 90-е годы в центре Жуковского висело множество газосветных вывесок, но я на них внимания не обращал.

_20131019_063

Около стадиона находится небольшой сравнительно по площади квартальчик частного сектора. Я сюда никогда не заезжал, а оказалось что это коттеджи академиков 50-х годов.

_20131019_068

_20131019_071


Внутри квартала есть несколько блокированных домов 50-х годов! Я очень удивился существованию этих советских таунхаузов, ибо это очень непривычно и неожиданно.

_20131019_075


В центральной части города есть несколько крупноблочных пятиэтажек первых этапов массового домостроения, построенным Раменским ДСК. У них высота этажа выше, чем у хрущёвок.


Ну и выходим на большую площадь на главном шоссе. Тут видно здание аэродинамической трубы, которое построили до войны.

_20131019_099_ShiftN

С другой стороны шоссе - второй жилой дом города, который успели сдать до войны.



После экскурсии мы посидели в кафе в центре города, и я устроил себе дополнительную программу. В 2008 году, гуляя по линии Жуковского ППЖТ в Быково я заметил странный жилой дом из силикатного кирпича, пять минут стоял и пытался его датировать, но понял, что опыта маловато. Теперь насмотрелся на разные совковые многоэтажки, и решил посмотреть на него ещё раз.

Из центра города Жуковский в Быково я отправился по железной дороге Жуковского ППЖТ. Разумеется Жуковский на этом не заканчивается, я оставил сбоку районы 80-х из местных серий, построенных на месте высохшего пруда.

_20131019_114

Депо Жуковского ППЖТ (тракционные пути не видно). Оно обслуживает ЛИИ им. Громова, множество предприятий в Жуковском, есть ветка на бывший аэродром Быково, и длинная линия в посёлок Октябрьский. Работают тепловозы ТГМ6.

_20131019_126

_20131019_132

Огни и взлётная полоса аэропорта Быково.

_20131019_142

_20131019_149

_20131019_151

В частном секторе есть кирпичный модернизм, очень неожиданно.

_20131019_153_ShiftN

_20131019_158

Серьёзных образцов модернизма у нас нет, есть только случайные. Проходная тарного завода.

_20131019_159_ShiftN

_20131019_172

Ветка проходит рядом с аэродромом Быково. Очень удивился, заметив, что его аэровокзал снесли.

_20131019_180


Пассажирская работа в аэропорту прекратилась в 90-е годы, но ещё в 2003 в аэровокзал можно было зайти. Там действовало почтовое отделение и авиакасса. Весь зал был отгорожен, и можно было видеть законсервированный интерьер аэропорта с лавками, весами и табло. Через арку можно было официально подойти к забору лётного поля, и наблюдать перрон. В середине 2000-х один год из Быково летал регулярный пассажирский рейс в Нижний Новгород, но потом его переключили на Домодедово. Тогда же прекратил работу авиаремонтный завод, сейчас вместо него - складской комплекс.
Несколько лет назад коммерсанты сломали памятник самолёту ИЛ-14, и теперь об аэропорте напоминает только название автобусного кольца.

Здания в посёлке Быково рядом с аэропортом.

_20131019_192

_20131019_191

_20131019_202_ShiftN

_20131019_212

Перед станцией ППЖТ стоят два ведомственных тепловоза ТГМ6-1108 и ТГМ6-1374.

_20131019_204

_20131019_211

_20131019_215

_20131019_221




Рядом обнаружился очень модернистский и широкий дом культуры.

_20131019_235

_20131019_237

_20131019_238


С ветки от станции Быково РЖД слышится гудок, и на станцию ППЖТ прибывает ЧМЭ3-704 с поездом. На Казанском направлении в последние годы вывозными локомотивами работают очень древние ЧМЭ3 серий 500 и 700.

_20131019_240

ТГМ6-1108 уезжает в Жуковский, ТГМ6-1374 цепляет поданые на станцию вагоны, и тоже отправляется в Жуковский.

_20131019_251

Среди силикатных пятиэтажек второй половины пятидесятых годов находится одна многоэтажка трицатых годов. Очень интересные и необычные детали: и закруглённые балконы, и широкие окна, и утопленное остекление лестничных клеток, и странный план.
Если отфильтровать областные здания 1930-х годов, то некоторые из них вполне могут сниматься в кино про Эркюля Пуаро.

_20131019_255_ShiftN

_20131019_256-_20131019_257

_20131019_258_ShiftN


Темнеет, счёт идёт на минуты, и на люксы освещённости. Во дворах появляются подозрительные гопники, и по совокупности причин детальную фотофиксацию здания откладываю.


_20131019_259

_20131019_260_ShiftN

Вылезаю на главный ход, хожу кругами вокруг древней чмухи, которая ждёт окна между электричками, чтобы пересечь главный путь.

_20131019_263

ChME3-704_20131019_296



Потом оказалось, что я нашёл не тот дом, что собирался. Дальше за ним были ещё два дома того же времени постройки, но другого проекта. Надо будет ещё раз днём сгонять.


  • 1
Спасибо за интересный отчет! Снос вокзала как-то был незамеченным событием. Я и не знал.

Спасибо! Оригинальные интерьеры сохранились в некоторых магазинах до сих пор. В том же книжном, еще в нескольких магазинах напротив больницы, ну и еще где-то можно найти. Очень большой потерей стала старая аптека на перекрестке Пушкина-Чкалова, переделанная в уродскую пятерочку. Ну и конечно снесенный к/т "Звездный".

Кстати, в Жуковском кроме пятого и первого домов есть еще один доv, построенный в стиле конструктивизма в 30-е, это здание санатория на Семашко, но там закрытая территория(

Еще может вам будет интересно, много позднесоветских видов Жуковского и Кратово есть в фильме "Помнишь запах сирени"

Честное слово, веселая статья

  • 1