Артём Светлов (dr_kitaetsc) wrote,
Артём Светлов
dr_kitaetsc

Categories:

Отчёт об Одессе (A)

Градостроительная характеристика.

Город большой, красивый, старый. В "планировочном фокусе" - пассажирский терминал морского порта с знаменитой лестницей, в "транспортном фокусе" - ЖД вокзал. У него находится ВСЁ - пересадочный узел, 2 конечных трамвая + ещё две трамвайные линии, конечная троллейбусов, городских маршруток, пригородная автостанция, старый рынок, парк, зоопарк, трамвайное депо, офис горэлектротранспорта, жилые кварталы, раньше ещё был трамвайно-ремонтный завод, и даже жил Утёсов.
Застраивался город по одному генплану. Очень чёткий расчёт действует до сих пор. Трамвайная система была спроектирована ещё в 1900-х, с тех пор многие линии так и остались на своих трассах, не потеряв пассажиропотока, несмотря на то что последнее продление было ещё в 70-х. Можно сравнить с Иваново, где последние лет 30 дома строили в тех местах, где трамвай не ходил.

Центр города - шаблонной планировки, трамвайная сеть была в виде этажерки. Большое население города в начале 20 века обуславливало необходимость густой трамвайной сети. С 1930-х по 1950-е колею перешивали, в 1950-е были сняты некоторые линии в центре и заменены на троллейбус.

Было 3 депо с незапамятных времён, в 1997 одно из них закрыто, и преобразовано в ремонтный завод. До этого завод занимал два отдельных нефа в первом депо, сейчас в одном - торговля, в другом - гостиница. Смотрится аляповато.

Подвижного состава был самых различных типов, в итоге система перешла полностью на Т3. Их было так много, что 80-е даже не поставили ни одного Т6, лишь в 1996 поступил К1. В 2006 году пришло около 10 К1. Почти все Т3 на линии модернизированы. Есть МТВ-82 переделаный в открытый ретро-вагон, сейчас восстанавливают КТМ-1.

Сеть можно изучать по маршрутум, так как они обособлены друг от друга - "одна линия - один маршрут". Причём некоторые машршруты почти не менялись едва ли не с дореволюционных времён. В сети есть маршрутная изоляция, то есть зачастую при поездке нужно пересаживатся на другой маршрут, переходя дорогу.
Путевое развитие за долгие годы получилось кое-где странным. Есть однопутная линия и длинный однопутный участок на другой.

Фотографии сделаны в конце апреля 2011 за три дня прогулок по городу, с информацией помогали alex_san07  и kaiser_w 
Названий улиц я не помню, но все фотографии привязаны к картам.

_20110422_0046.jpg


_20110422_0011.JPG В центре много булыжных мостовых, кое-где видны следы от узкоколейных трамвайных путей, которые сняли в 50-е годы.

_20110422_0013.JPG

_20110422_0015.JPG В городе ходит две живые мотоколяски.

_20110422_0016.JPG

_20110422_0017.JPG В центре часто встречаются эти сооружения - трамвайные распределительные будки. Там где трамвай снят, они используются для энергоснабжения зданий. Виден дореволюционный стиль и декор.

_20110422_0019.JPG

_20110422_0025.JPG

_20110422_0029_ShiftN.jpg Один из домов в центре с изощрённой отделкой.

_20110422_0030.JPG Арка оформлена гораздо сильнее, чем у нас. Их называют подворотнями. В отличие от Москвы, в Одессе вся застройка центра сделана с глухими дворами. Почти все жители для попадания в дом проходят через подворотни. В районах двухэтажной застройки внутренний двор играет роль тамбура в многоквартирных домах. Туда заходят только жители дома.

_20110422_0035.jpg В центре много застройки в стиле модерн.

_20110422_0046.jpg

_20110422_0049.jpg В подъезде одного  памятника архитектуры. Очень необычная пространственная планировка с просторной лестницей, получился почти атриум. Вверху - световой фонарь!

_20110422_0050.JPG

_20110422_0051.JPG Под краской видна оригинальная отделка стен.

_20110422_0052.jpg В решетке светового фонаря - старинное оформление. Я сначала подумал, что там узор наподобие того, как у нас оформляли станции метро в 50-е годы. А оказалось звезда там - шестиконечная.

_20110422_0053.JPG

_20110422_0074.JPG Архитектура железнодорожных построек в городе так же вырержана в модерновом стиле. Некоторые здания были построены в районе 1908 года, то есть в то же время что и сооружения московской окружной дороги! У нас они испорчены окраской, а здесь они правильно красно-кремовые. Здание поста ЭЦ на Одессе-Малой сфотографировать не удалось из-за большого количества деревьев, поэтому сфотографировал модерновые железные перила. У нас я ничего подобного не встречал.

_20110422_0081.JPG Рядом на одной из улиц находится дореволюционный железобетонный навес трамвайной остановки! (Трамвай сняли в 30-е). Как положено до революции, он богато декорирован.

_20110422_0076.JPG

_20110422_0083.JPG

_20110422_0090.jpg Трамвайная линия 10 маршрута на улицу Ицхака Рабина.

_20110422_0102.jpg

_20110422_0104.jpg Самый центр, богато декорированное здание.

_20110422_0110.jpg

_20110422_0116.jpg Здания на станции Одесса-порт, выполнены в общем стиле со зданиями МОЖД. Раньше это было единое пассажирское здание, затем центральную часть разобрали.
Tags: Одесса, архитектура, трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments