?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Отчёт об Одессе (A)
Лебедянка
dr_kitaetsc
Градостроительная характеристика.

Город большой, красивый, старый. В "планировочном фокусе" - пассажирский терминал морского порта с знаменитой лестницей, в "транспортном фокусе" - ЖД вокзал. У него находится ВСЁ - пересадочный узел, 2 конечных трамвая + ещё две трамвайные линии, конечная троллейбусов, городских маршруток, пригородная автостанция, старый рынок, парк, зоопарк, трамвайное депо, офис горэлектротранспорта, жилые кварталы, раньше ещё был трамвайно-ремонтный завод, и даже жил Утёсов.
Застраивался город по одному генплану. Очень чёткий расчёт действует до сих пор. Трамвайная система была спроектирована ещё в 1900-х, с тех пор многие линии так и остались на своих трассах, не потеряв пассажиропотока, несмотря на то что последнее продление было ещё в 70-х. Можно сравнить с Иваново, где последние лет 30 дома строили в тех местах, где трамвай не ходил.

Центр города - шаблонной планировки, трамвайная сеть была в виде этажерки. Большое население города в начале 20 века обуславливало необходимость густой трамвайной сети. С 1930-х по 1950-е колею перешивали, в 1950-е были сняты некоторые линии в центре и заменены на троллейбус.

Было 3 депо с незапамятных времён, в 1997 одно из них закрыто, и преобразовано в ремонтный завод. До этого завод занимал два отдельных нефа в первом депо, сейчас в одном - торговля, в другом - гостиница. Смотрится аляповато.

Подвижного состава был самых различных типов, в итоге система перешла полностью на Т3. Их было так много, что 80-е даже не поставили ни одного Т6, лишь в 1996 поступил К1. В 2006 году пришло около 10 К1. Почти все Т3 на линии модернизированы. Есть МТВ-82 переделаный в открытый ретро-вагон, сейчас восстанавливают КТМ-1.

Сеть можно изучать по маршрутум, так как они обособлены друг от друга - "одна линия - один маршрут". Причём некоторые машршруты почти не менялись едва ли не с дореволюционных времён. В сети есть маршрутная изоляция, то есть зачастую при поездке нужно пересаживатся на другой маршрут, переходя дорогу.
Путевое развитие за долгие годы получилось кое-где странным. Есть однопутная линия и длинный однопутный участок на другой.

Фотографии сделаны в конце апреля 2011 за три дня прогулок по городу, с информацией помогали alex_san07  и kaiser_w 
Названий улиц я не помню, но все фотографии привязаны к картам.

_20110422_0046.jpg


_20110422_0011.JPG В центре много булыжных мостовых, кое-где видны следы от узкоколейных трамвайных путей, которые сняли в 50-е годы.

_20110422_0013.JPG

_20110422_0015.JPG В городе ходит две живые мотоколяски.

_20110422_0016.JPG

_20110422_0017.JPG В центре часто встречаются эти сооружения - трамвайные распределительные будки. Там где трамвай снят, они используются для энергоснабжения зданий. Виден дореволюционный стиль и декор.

_20110422_0019.JPG

_20110422_0025.JPG

_20110422_0029_ShiftN.jpg Один из домов в центре с изощрённой отделкой.

_20110422_0030.JPG Арка оформлена гораздо сильнее, чем у нас. Их называют подворотнями. В отличие от Москвы, в Одессе вся застройка центра сделана с глухими дворами. Почти все жители для попадания в дом проходят через подворотни. В районах двухэтажной застройки внутренний двор играет роль тамбура в многоквартирных домах. Туда заходят только жители дома.

_20110422_0035.jpg В центре много застройки в стиле модерн.

_20110422_0046.jpg

_20110422_0049.jpg В подъезде одного  памятника архитектуры. Очень необычная пространственная планировка с просторной лестницей, получился почти атриум. Вверху - световой фонарь!

_20110422_0050.JPG

_20110422_0051.JPG Под краской видна оригинальная отделка стен.

_20110422_0052.jpg В решетке светового фонаря - старинное оформление. Я сначала подумал, что там узор наподобие того, как у нас оформляли станции метро в 50-е годы. А оказалось звезда там - шестиконечная.

_20110422_0053.JPG

_20110422_0074.JPG Архитектура железнодорожных построек в городе так же вырержана в модерновом стиле. Некоторые здания были построены в районе 1908 года, то есть в то же время что и сооружения московской окружной дороги! У нас они испорчены окраской, а здесь они правильно красно-кремовые. Здание поста ЭЦ на Одессе-Малой сфотографировать не удалось из-за большого количества деревьев, поэтому сфотографировал модерновые железные перила. У нас я ничего подобного не встречал.

_20110422_0081.JPG Рядом на одной из улиц находится дореволюционный железобетонный навес трамвайной остановки! (Трамвай сняли в 30-е). Как положено до революции, он богато декорирован.

_20110422_0076.JPG

_20110422_0083.JPG

_20110422_0090.jpg Трамвайная линия 10 маршрута на улицу Ицхака Рабина.

_20110422_0102.jpg

_20110422_0104.jpg Самый центр, богато декорированное здание.

_20110422_0110.jpg

_20110422_0116.jpg Здания на станции Одесса-порт, выполнены в общем стиле со зданиями МОЖД. Раньше это было единое пассажирское здание, затем центральную часть разобрали.


  • 1
Ох, спасибо, порадовал.
Понял, что ещё хочу в Одессу на более архитектурную поездку, нежели чем на транспортную

Там можно не один день ходить по городу и смотреть именно архитектуру. Даже по центру - там хорошая ансамблевость застройки - новоделов сравнительно мало.

Я тебя поправлю. Старая железобетонная остановка-навес на трамвайной линии, движение по которой было прекращено в 1917 году. Подробнее про этот богом забытый район - тут: http://kaiser-w.livejournal.com/122008.html

  • 1